Штрих коды товаров

24 мая 2014 - Администратор
article94.jpg

Штрих коды товаров – зашифрованная информация в виде чередующихся вертикальных линий и цифровой комбинации, которая несет в себе сведения о продукте и его производителе. Эти данные может считывать специальное электронное устройство, но и обычный потребитель, разбираясь в чтение цифровой комбинации, может кое-что почерпнуть для себя.


Как они появились?


При обилии потребительских товаров уже в 50-х годах возникла острая потребность в идентификационной системе для продуктов. За разработку способов маркировки и считывания взялись Б. Сильвер и Н. Вудланд – молодые ученые филадельфийского университета технологии. Первая система, созданная изобретателями, основывалась на применение ультрафиолетовых чернил, но она была дорогой и недолговременной: чернила постепенно выцветали.

 

Потом Вудланду пришла идея использовать азбуку Морзе для создания штрих кода. Считывать такую информацию возможно было при помощи технологии оптического саундтрека. В 1952 Сильвер и Вудланд запатентовали свое изобретение и перепродали перспективной компании, но в результате патент на систему, позволяющую делать штрих коды товаров, приобрела другая фирма – RCA.


Варианты кодировки


В кодировке европейских стран используется 13-тиразрядная комбинация EAN-13, а в североамериканском регионе – 12-тиразрядная UPC. Сокращенный вариант американской и европейской кодировки имеют одинаковое количество разрядов - 8 элементов кода. Сама штриховка UPC и EAN, и в полной, и в сокращенной версии, идентична.


Расшифровка штрих кода


• 3 первых цифры кода - Страна-производитель:


Данные о месте регистрации предприятия и размещении его регионального представительства. Германия имеет коды 400-440. У России – 460-469, у Украины – 482, а у Беларуссии – 481.


• 4 следующих цифры - Кодировка зарегистрированного предприятия:


Регистрационный номер фирмы. Иногда состоит из 6, а не 4 цифр. Зависит от количества единиц товара, выпускаемых фирмой.


• 5 следующих цифр - Номер-идентификатор товара:


Не имеет отношения к характеристике самого продукта.


• последняя цифра - Контрольная цифра:


Выполняет контрольную функцию по правильности считки штрих кода электронным устройством. Ее высчитывают по специальной формуле из предыдущих цифр кодировки. Несовпадение кодировки с  данными о стране-производителе. Бывает, что информация на упаковке о месте производства не совпадает с кодом страны. На это есть несколько причин: во-первых, из-за регистрации фирмы в регионе экспорта, а не в своем родном государстве; во-вторых, из-за включения в производство дочерних предприятий; в-третьих, из-за многонациональности организации, включающей в себя отдельные фирмы в нескольких государствах одновременно; в-четвертых, из-за разницы в странах получения лицензии и базы изготовления.


Считка штрих кода сканером


Электронное устройство не различает отдельные информационные части кодировки, а воспринимает ее целиком, проверяя идентичность графической информации с внесенными в базу данных кодами. Сокращенные штрих коды упускают сведения о производителе товара.

Vip объявления